Консультация для родителей " Деньги и ложь"
Консультация для родителей «Деньги и ложь»
Как наши дети должны относиться к деньгам? Как мы хотим, чтобы они относились
к деньгам? Вопрос не праздный. К нему можно добавить и ряд более конкретных
вопросов,например: когда начинать приучать ребенка самому пользоваться деньгами?
Надо ли делиться с детьми семейными финансовыми проблемами? А если не надо, если
давать ребенку все, в чем он нуждается, то как же он научится понимать цену денег?
Понятно, что все мы хотим,чтобы наши дети здраво относились к этой стороне жизни:
умели бы ценить деньги, но не поклоняться им, расходовать их, но не сорить ими,
экономить, но не быть скрягами…
Как этому научить? И когда начинать учить?
Популярная в США книга Д. Нельсена «1001 совет по воспитанию детей» рекомендует
начать давать монетки уже двух-трехлетнему ребенку, с тем, чтобы он складывал их в
копилку. Утверждается, что тем самым привычка экономить вырабатывается еще до того
как она будет осознана. А затем… «Когда ребенку исполнится 4-6 лет, приведите его с
копилкой в банк и откройте счет на его имя. Пусть он каждые три месяца делает вклад».
Вряд ли такой совет вдохновит на реальные действия кого-либо из наших
российских родителей. Правда,дальше в книге приводятся и более приемлемые советы:
«В возрасте 6-14 лет планируйте вместе с вашим ребенком его расходы. Вы также
можете предложить вашему ребенку экономить деньги для того, чтобы пожертвовать их
потом нуждающимся. Установите порядок, в соответствии с которым
карманные деньги будут даваться только раз в неделю во время семейного собрания.
Если ребенок потратит их раньше, у него появится хорошая возможность почувствовать,
что значит быть без денег, и тогда он задумается над тем,как решить эту проблему: либо
обходиться без денег, либо искать работу для получения дополнительного заработка».
Добро пожаловать в группу «Я — воспитатель»: https://vk.com/yavosp
Интернет-магазин для педагогов и родителей: https://yavosp.ru
Канал телеграмм: https://t.me/joinchat/Vod61qZNygHMM4h
Все правильно, однако здесь хотелось бы вспомнить высказывание известного педагога и
писателя С.Соловейчика: «Все, что можно измерить или сосчитать, не имеет отношения
к результатам воспитания. Для воспитания ребенка по-прежнему важны лишь духовные
устремления родителей».
Тем не менее, проблему «дети и деньги» приходится решать практически каждой семье.
И многие исследователи отводят деньгам значительно более сложную роль в воспитании
детей, вводя даже такое понятие, как «деньготерапия». Вот как описывает проблему
директор Российского института детской психотерапии и психоанализа Н. Асапова.
«В отношениях между родителями и детьми деньги выступают символом родительской
любви. Они передают от родителя к ребенку ощущение силы и могущества, что
увеличивает возможности развития личности. Идя в магазин даже с трехлетним
ребенком, дайте ему денег, пусть купит себе то, что хочет. Это очень стимулирует
чувство уверенности в себе у маленького человека, приобщает его к миру взрослых.
Можно сказать, что чем большие деньги задействованы в отношениях детей и родителей,
тем глубже и содержательнее должны быть эти отношения. Легкое обращение
с деньгами - без бесед, объяснений, споров, совместной работы – приводит к тому,
что деньги фактически вытесняют эмоциональные отношения ребенка с родителями, -
отношения, которые так необходимы детям. На самом деле родители соблазняют ребенка
деньгами, его самого при этом отвергая.
Кроме того, большие деньги и возможность тратить их без ограничений - непосильная
ноша для маленького человека. Когда «хочу» ребенка не ограничено, у него возникают
расстройства на уровне психоза («дай!», «хочу!»). Нередко сами же родители становятся
заложниками такого воспитания… Деньги необходимы ребенку для развития, но не
нужно провоцировать его большими суммами.
Не укореняйте в сознании ребенка особое отношение к деньгам, не ругайте ребенка из-за
потери денег больше, чем из-за потери другого предмета. Никогда не ругайте ребенка из-
Добро пожаловать в группу «Я — воспитатель»: https://vk.com/yavosp
Интернет-магазин для педагогов и родителей: https://yavosp.ru
Канал телеграмм: https://t.me/joinchat/Vod61qZNygHMM4h
за растраты денег… Пусть он понимает, что вы ему по-прежнему доверяете и надеетесь,
что это всего лишь досадное недоразумение.
Не старайтесь подбирать ребенку друзей «по достатку». Чтобы не было проблем при
общении с детьми из менее обеспеченных семей, старайтесь использовать деньги для
поддержки каких-либо творческих инициатив всего коллектива. Ваши деньги способны
создать для вашего ребенка творческую среду, в которой недоброжелательные
отношения между сверстниками невозможны».
Подводя итоги сказанному, перечислим то, что предстоит сделать родителям при
решении проблемы «дети и деньги»:
Учить детей обращаться с деньгами, а не оберегать их от этого вопроса. Предоставить
ребенку хотя бы немного самостоятельности для удовлетворения своих желаний. Будет
самостоятельность и возможность выбора - возникнет и больше шансов для появления
ответственности.
Начать давать карманные деньги уже с 5-6 лет: это придаст маленькому человеку
ощущение независимости и самостоятельности.Для начала пусть будет мелочь: вроде бы
игрушка, но - ее принимают в магазине, на нее можно что-то купить…
Не поощрять детей дошкольного возраста зарабатывать деньги: во-первых, рано, а во-
вторых, это может привести к чему-либо нежелательному.
Подарить ребенку копилку, при этом осторожно намекнув, что копить можно не только
для себя, но и на подарок маме ко дню рождения.
Если в семье есть традиции благотворительности, то ребенок должен быть к ним
причастен, тогда у него сформируется более правильное отношение к деньгам.
Избегать при ребенке разговоров о «богатых»и о их немеренных возможностях: пользы
от таких разговоров никакой, а чувство зависти, которое может возникнуть у ребенка, -
не лучшее из человеческих качеств.
Добро пожаловать в группу «Я — воспитатель»: https://vk.com/yavosp
Интернет-магазин для педагогов и родителей: https://yavosp.ru
Канал телеграмм: https://t.me/joinchat/Vod61qZNygHMM4h
Не скрывать от ребенка семейных финансовых проблем, говорить о них вслух,
устраивать общие советы по этому поводу, вовлекая в них малышей уже начиная с 6-7
лет. Этим самым вы будете учить детей законам экономики, причем важно, чтобы они
понимали, что по таким законам живут все хорошие люди.
Разумеется, в каждой семье к этому перечню могут быть добавлены какие-то
собственные обстоятельства, позволяющие придать «денежному
вопросу» воспитательный аспект.Но во всех случаях остается главное: надо научить
ребенка относиться к деньгам как к ценности, в которой заключен нелегкий труд
его родителей.